Туча в горах
Александр
Василевский
Это случилось в
середине семидесятых. Я возвращался к себе в редакцию на Ленинградское радио,
где тогда работал. На многолюдной и шумной из-за обилия овощных лотков Малой
Садовой (здесь всегда что-то лдавали╗) я обратил внимание на молодого человека,
явно иностранца. Он шел вдоль громадной очереди, кажется, за дынями. Элегантно
одетый, загорелый, с ослепительной улыбкой, он так кричаще диссонировал с
хмуро-озабоченными лицами из очереди, что я невольно любовался им. Потом
заметил: иностранец не один. В нескольких метрах от меня стоял его спутник с
кинокамерой на плече. Он снимал. Но снималЧя это отчетливо увиделЧ вовсе не
своего товарища, а очередь: уставших после работы людей с сумками, портфелями,
даже с детскими колясками, обреченных на долгое и унизительное стояние. Мною вдруг овладело чувство,
какое бывает у человека, которого хотят бесцеремонно надуть в его собственном
доме. И тут я допустил поступок, неожиданный прежде всего для меня самого.
Проходя мимо человека с кинокамерой, я несильно, но явно
преднамеренно, толкнул его плечом. Снимающий с досадой и испугом
обернулся. Мы встретились взглядими: он все понял. Съемка прекратилась. Но на
нас уже обратили внимание люди из очереди. Ближние к нам сбились в кучу,
начался возмущенный галдеж. Кто-то даже шлепнул иностранца по спине
газетой... А я, зачинщик, поспешно ретировался, испытавая противоречивые
чувства. Но очень скоро об этом случае забыл...
И только теперь,
спустя много лет, я снова вспомнил его. Мне было неловко и тогда. Я понимал, что
допустил бестактность, даже грубость по отношению к гостю нашей страны,
который не нарушил ни одного из наших законов. Но только сейчас понял и другое:
я и люди из очереди-оказались в плену эмоций, далеких от истинного чувства
национальной гордости. И те, двое, едва не стали жертвой этих эмоций. Винить-то
надо было не их, а устроителей очередей и нашу собственную притерпелость к
ним.
Я возвращался из
Закавказья весной 88-го с тревогой и беспокойством на душе. Позади месяц
командировок в Армению и Азербайджан, встречи со многими людьми. По сути,
они были нескончаемым интерьвью на одну тему. Я узнал десятки новых деталей,
штрихов, дополняющих лсобытия в Нагорном Карабахе и вокруг него╗. Но они тонули
в океане противоречивых мнений и полярно противоположных эмоций.
С чего начать? Как
и о чем писать? Волновало и другое. Есть ли у меня право писать, оценивать
события? Не давала покоя печальная улыбка женщины-экскурсовода Ереванского
эстетического центра, ее слова: лЕсть вещи, о которых не принято говорить.
Вам никогда не понять до конца всего, что произошло. Для
этого надо родиться на Кавказе и быть армянином╗. В самом деле, не покажусь
ли я тем самым иностранцем, о котором писал Пушкин: лЯ, конечно, презираю
отечество мое с головы до ног Ч но мне досадно, если иностранец разделяет
со мною это чувство╗. НоЧкакой же я иностранец! Разве закавказские
республики не часть моей родины? Разве мало у меня друзей-единомышленников
в Грузии, Азербайджане, Армении, обретенных за добрый десяток лет журналистской работы? А до
журналистики был спорт За многие годы в профессиональном футболе я
исколесил нашу страну вдоль и поперек. Не раз приезжал ив Армению, и в
Азербайджан. И каждый визит дарил много друзей. Даже братьев по очень трудному,
поройЧжестокому, нр любимому делу.
Спорт по сути своей
интернационален. У нас нередко бывлаи стычки в игре, выходящие за рамки правил,
но национализмом здесь и не пахло. Не могу в связи с этим не вспомнить
давнишний матч в Кировабаде. Судья откровенно подсуживал хозяевам, и это
ожесточало нас. Меня особенно раздражал капитан кировабадцевЧ центральный
защитник. Этот невысокий рыжий азербайджанец в первом тайме забил нам гол,
неожиданно подключившись в атаку, а во втором вообще перешел в нападение.
Признаюсь, я играл против него грубо, очень грубо. Но он словно не замечал моих
толчков и ударов. Только в самом конце, видимо, устав от моей лопеки╗, он
сказал: лПослушай, друг, оставь меня в покое. Я не думаю забивать вам еще╗.ЧлЧто
же ты делаешь в пашей штрафной?╗ Он объяснил. Оказалось, в первом тайме у него
вывалился золотой мост и теперь его, бедолагу, словно магнитом тянуло к тому
месту, где он упал. После игры я остался с ним на поле и мы долго искали
злосчастный мост. А потом, обнявшись, пошли в раздевалку...
И теперь, сидя за
пишущей машинкой, я вижу этого парня. Вспоминаю ереванца Саркиса Овивяна,
бакинца Фуата Таги-задеЧ друзей своей юности, и как бы слышу и их немую
просьбу, высказанную мне много раз в последней командировке на Кавказ:
лНапиши обо всем, что видел и слышал. Только всю правду╗.
Я приехал в
Степанакерт в конце апреля. Небольшой, чистый, уютный город радовал свежей
листвой тополей. С окраинных садов плыл тонкий аромат цветущих абрикосов,
кизила, сливы. Но было по-осеннему прохладно, моросил мелкий дождь. Над
городом нависли тяжелые тучи. Лишь изредка показывалось солние, освещая
изумительные по красоте альпийские луга окрестных гор.
Казалось, город жил
нормальной, размеренной жизнью. Но чувствовалось в людях то суровое едининение,
которое бывает после трудных испытаний, когда все обыденное, житейское не
просто отходит на второй план, но как бы вовсе перестает существовать.
Стоило заговорить с любым человеком и сразу обнаружалась неутихающая боль,
вызванная трагедией минувшего февраля, когда кровавым эхом вдруг отозвались
самые страшные страницы истории армянского народа, канувшие в Лету,
казалось, навсегда. Но главное, не утихли опасения, что Сумгаит может
повториться: он ведь не был непредсказуем, как стихийное бедствие, как
извержение вулкана или селевой поток, хотя очень напоминак разгул
стихии.
Армян сейчас прежде
всего волнует правда о Сумгаите. АзербайджанцевЧсобытия, которые этому
предшествовали, то есть события в Степанакерте. Теперь-то мы знаем, чем были
названы эти события. Об этом уже писали все газеты: запущенностью
социально-экономических проблем, пренебрежением руководства Азербайджана к
древней армянской культуре Нагорно-Карабахской автономной области. Подавляющее
большинство ее жителейЧармянеЧстремитесь отстоять свое человеческое и
национальное достоинство. Чтобы представить стиль и методы руководства
производственной и общесткенно-политической жизнью автономной области,
познакомим читателей, с теперь уже бывшим первым секретарем обкома
партии Кеворковым. Вот как характеризует Кеворкова знавший его лично
журналист лКомсомолки╗ Рафик Гусейнов: лНадменный, холодный взгляд из-под стекол
очков, барские манеры. Любил заставить подождать в приемной, сам решал,
куда селить гостей, приехавших в командировку в Степанакерт. Можно в гостевой
дом с вышколенной прислугой, можно в номер-люкс городского отеля, а можно в
комнату для приезжих в убогой районной гостиница.
...КеворковЧбеспринципный
руководитель, которого не беспокоило ничто, кроме собственной карьеры,Чбыл
удобен. Для начальства умел быть беспрекословным, вовремя подливал елею,
лподдерживал╗ и лодобрял╗, а когда давали командуЧлобличал╗.
Только два штриха,
красноречиво демонстрирующих характер лбратской╗ национальной политии в
НКАО, осуществляемой этим руководителем-вельможей. Свою деятельность в
партийной организации области он начал в 1973 году с пленума обкома по
национальному вопросу, после которого в Шуше, древней столице Нагорного
Карабаха, стали изчезать афиши, названия, вывески на армянском языке. Там
же несколько лет назад с благословения бывших руководителей Азербайджанской
ССР с помощью милиции был разрушен памятник воинам-армянам, погибшим в годы
Великой Отечественной войны.
Все началось с
демонстраций армянского населения в Степанакерте, затемЧв Ереване. Кончилось
Сумгаитом. И в этом есть своя закономерность. Самый беглый анализ решений и
действий руководства НКАО и Азербайджана в феврале заставляет подумать, что
людям, ответственным за жизнъ сотен тысяч жителей, была либо неизвестна, либо
глубоко безразлична древнейшая и горчайшая из истинЧпри любом обострении
социальных недугов ощущение несправедливости, законное недовольство легко
обретают форму национальной розни, что она же, замешанная на лживом или неумном
слове, поступке, мгновенно может вылиться в кровавую распрю.
В ночь на 14
февраля, когда в Степанакерте прошла первая демонстрация, на заседании бюро
обкома партии зав отделом ЦК КП Азербайджана Асадов заявил, что лсто тысяч
азербайджанцев готовы в любое время ворваться в Карабах и устроить бойню╗. В час
ночи 15 февраля в горкоме партии первый секретарь горкома Мовсесян
проинформириовал об этом руководителей всех крупных предприятий, но
категорически отказался послать телеграмму в ЦК КПСС, информирующую о
ситуации. Телеграмма была отправлена только через четыре дня.
20 февраля, в день проведения областной
сессии, на которой должен был решаться вопрос о лвоссоединении НКАО с
Арменией╗, работники ГАИ, милиция, спецслужбы МВД, добровольцы из
азербайджанского населения блокировали все
дороги, связывающие Степанакерт с районами, чтобы не допустить на
сессию делегатов-армян
из глубинки.
21 февраля республиканское радио и
телевидение сообщили о том, что происходящие волнения в НКАО дело рук
отдельных экстремистских
группировок.
22 февраля, многотысячная толпа жителей
азербайджанского города Агдам, тесня милицейские посты, громя все, что
попадалось на пути, двинулось в сторону ближайшего нагорно-карабахского поселка
Аскеран. В середине дня толпа была остановлена и рассеяна на подступах к поселку
с помощью двадцати отрядов милиции (примерно 1000 человек). В ходе
беспорядков при невыясненных
обстоятельствах убито двое молодых агдамцев, ранено и доставлено в больницу
около пятидесяти жителей НКАО.
В последующие дни
Азербайджанское телеграфное агенство, а вслед за ним ТАСС, всесоюзное радио и ЦТ
передали сообщение об убийстве двух азербайджанцев лв результате столкновения
между жителями Агдама и Аскерана╗. Убийство это произошло при невыясненных
по сию пору обстоятельствах. Несомненно, по краней мере, что к убийству
одного из них, двацатидвухлетнего Али Гаджиева, фрезировщика агдамского
станкостроительного завода, армяне Нагорного Карабаха отношения не имеют. Вот
что рассказал мне об обстоятельствах гибели Али его родной брат,
двадцатидевятилетний инженер-строитель Ариф Гаджиев:
лВ Али стрелял
милиционер-азербайджанец. Брат умер мгновенно: выстрел был в упор, пуля прошла
насквозь, попала в сердце. Между ним и офицером произошел спор. Потом
Али схватился за Ульви Вахрамова, своего приятеля, и сказал: лДержи меня, в меня
стреляли╗. И упал. Ульви видел милиционера, который стрелял. Он его не знает, но
он хорошо знает другого офицераЧагдамского, который сразу посадил стрелявшего в
машину и уехал. Недавно подполковник из Москвы Николаев сказал, что сейчас
началось новое следствие. Дано объявление в газете с просьбой свидетелей
убийства прийти в милицию...
Представитель
прокуратуры СССР Валерий Владимирович Василенко, временно исполняющий
обязанности прокурора НКАО, согласился со мной, что информация в прессе об
убийстве двух азербайджанцев в столкновении жителей Агдама и Аскерана без
дополнительных пояснений была в той взрывоопасной сигуацаии
неуместной.
Многие считают, что
именно это сообщение послужило спичкой поднесенной к пороховой бочке, которая
взорвалась в Сумгаите.
Сейчас
высказываются сомнения: а стоит ли рассказывать о страшной трагедии
Сумгаита. лНе в традициях советской прессы разжигать страсти
эмоциональными, леденящими душу рассказами о подробностях убийств,
износилований, издевательств, погромов. В накаленной обстановке такого рода
информация не принесла бы ничего, кроме вреда╗. (лАргументы и факты╗, 1988, №
16). Какая трогательная забота о нашем читиателе! Живи спокойно, дорогой
соотечественник. Не волнуйся и не переживай! Потому что на всех сгоревших,
утонувших, застреленных и задушенных за кордоном слез все равно не хватит.
У нас же, если и случается подобное.то не иначе как ЧП. Но и здесь не спеши
переживать: стражи закона и порядка всегда начеку и лни один виновник
не уйдет от ответственности╗. Функция рождает мышцуЧговорят медики. К чему
приводит отсутствие проблем и скудный паек информации для душевных переживаний,
мы уже знаемЧк лзастою╗, запою, деградации личности. К новым чернобылям и
сумгаитам. Какой бы страшной ни была правда, она всегда исцеляет. Потому что
будит совесть заставляет искать корни случившегося.
лВ Сумгаите было
страшно. Конечно виноваты местные органы властиЧсоветские, партийные.
Бездействовала милиция...╗
лНакануне погрома
позвонили, дали три телефонные номера, куда звонить в случае беды, и через
два часа связи не стаю. И пять суток не было. Кто это сделал? Почему лСкорая
помощь╗ и милиция не приезжали на помощь пострадавшим? Почему поиска были
вызваны только через двое суток?
лДаже не
пострадавшие от бандитов, но видевшие все этоЧтеперь душевно больные. Мой брат,
спасаясь 29 февраля, ночью под дождем пробежал сорок пять километров за
четыре часа. Ему места в машине не нашлось: там было восемь человек.
Представляете, какой страх был в нем!╗
л...С флагом шли
мимо нашего дома. На флаге надпись: лСмерть армянам!╗ У 22-й школы они
соединились со школьниками. Кое-кто из школьников, правда, остался. В
течение получаса группа из 40-50 человек превратилась в толпуЧ5 Ч6 тысяч. 11 так
они по всему району ходили, крича: лСмерть армянам!╗ Каждую машину проверяли, в трамваях, в
автобусах искали,
вытаскивали...╗
лВ ереванском
санатории я жил с человеком, который, спасаясь, пригнул с третьего этажа. Ногу
сломал, но спасся...╗ л28-го вечером заехали в город. Мы на даче два дня были,
ничего не знали. Сосед со мной былЧазербайджанец Я отвез его домой, в 41-й
квартал, и еду к себе. Вдруг из-за поворота камни полетели. Развернуться не
успелЧокружили. Вытащили из машины. Один камень к виску приложил: лДокумент
давай╗. Я по-азербайджански говорю: лА
ты кто такой╗.ЧлЛапай документ, посмотрим, кто ты╗.ЧлНе видишь, я
азербайджанец,Чбез акцента говорю, а сам боюсь, что они документы
вытащат из
куртки.ЧДокумента нет╗. Он кричнч. лДавай документ!╗ Я говорю: лМашина чужая. Ни прав, ни
техпаспорта нет╗. Потом его осенило.- лСкажи лфынды╗. Этим словом они армян
проверяют. Я сказал. Он кричит лЕще раз!╗. Я кичу, он кричит. Кто-то сказал: лНе
видишь свой. Отпусти его╗. Потом они мне объяснили: лНаших увидишь, не
бойсяЧтри гудка давай и тихонечко
подъезжай, но документ все-таки возьми╗. Тому, кто меня допрашивал, лет
40Ч45. На всю жизнь его лицо
запомнил...╗
л...Мнацакан,
инвалид Великой Отечественной войны. Его и дочку его ранили, машину разбили. Он
токарем работал. Рассказывал, за несколько дней до этого заказ получил:
заготовки из арматуры делать. Нарезать и затачивать. Он потом свою
арматуру у погромщиков видел╗.
лМои
родственникиЧбрат Армен, Армо и его семьяЧжили в Сумгаите со дня его основания.
Ночью к ним ворвались. Над женой брата надругалисьЧизнасиловалиЧна глазах
мужа и сына. Били. Она потеряла сознание. Потом убили сына ее и мужа, моего
брата. Из их подъезда убили еще семь человек. Трупы покидали в кучу и
зажгли. Спасибо соседу-азербайджанцу: он оттащил тела брата и сына в
сторону и их потом смогли нормально похоронить╗.
Продолжение этой
последней истории, рассказанной Ларисой Николаевой Сухаэлян, учителем 10-й
степанакертской школы, я неожиданно узнал от офицера бакинской милиции, с
которым летел 3 мая из Баку в Ленинград. Юра, широколицый, крепкий русский
парень, сначала уходил от разговора, скрытничал. Но когда я дал ему послушать
рассказы сумгаитцев, записанные на пленку, разоткровенничался. Оказалось,
Юра был все эти страшные дни в Сумгаите.
лОтца и сына Армо
помню, сам хоронил. Хоронили рано утром, скрытно, под охраной автоматчиков:
боялись нападения на родственников (от каждого убитогоЧпо одному). На
кладбище везли в каких-то фургончиках.
После тех трех дней
неделю дрожали руки. Спали по два-три часа. Работа чи в толпе в штатском и без
лстволов╗Чне давали, боялись, чта оружие может попасть к бандитам. Ходили в
толпе. Чтобы нас не вычислили, в руке носили камень или па жу. Самых отъявленных
бандитов брали хитростью. Отзовешь в сторону: лЕсть подходящия квартирка╗,
заводили в тихое место иЧзапихивали в машину. Но мы взяли не самую крупную
рыбу. Главные заводилы и зачинщики всего, думаю, успели уйти╗.
Услышал я от Юрия и
еще одну версию поведения в начале событий в Сумгаите бывшего первого секретаря
Сумгаитского горкома партии Муслим-заде. По признанию самого Муслим-заде
корреспонденту лКомсомолки╗, он возглавил шествие от горкома, чтобы увести толпу
к набережной. Следствию он сказал, что лшел под ножами╗. И вот еще
одно-мнениеЧЮрия: лНадеялся, что демонстрация будет мирной: пройдут, попугают
армян и разойдутся╗.
Самым трудным для
меня испытанием в Степанакерте было посещение десятой средней школы, где сейчас
учатся несколько ребят из Сумгаита. Завуч школы, Ирина Владимировна
Григорян, прежде чем привести их, предупредила: лМальчики, особенно малыши
первогоЧтретьего классов, все еще
трамвированы душевно: боятся оставаться одни, в классе стараются сидеть у
окна, чтобы видеть и дверь, иЧобязательноЧулицу. Не утомляйте их расспросами╗,
Эдгар Геворкян, 8
лет:
лПервый раз нас
спас сосед-азербайджанец Мамед. Он сказал, что мы азербайджанцы, и они ушли. Но
Момед скоро ушел на работу, и они пришли снова. Стали ломать дверь. Мы бежали
через окно и спрятались у другого азербайджанца╗,
Вадик Балаян, 9
лет:
лВ тот момент были
дома я и мама. Бабушка ушла спасать своего старшего сына, папа на работе.
Позвонили в три часа. Мама открыла дверь и тут же захлопнула. Они стали ломать
дверь. Сломили. Зашли. лВыЧБабаяны?╗ я сказал, что мы русские, квартиранты. А
мама моя тоже блондинка, только крашеная. Бабушкина комната была закрыта на ключ
и они поверили, что мы снимаем у Балаянов две комнаты. Но они все равно, что
могли, в доме поломали, многое забрали, остальное выбросили и окню╗.
Виталик Даниелян,
15 лет. Вошел, как тень, ни кровинки в лице. Говорил тихо, медленно. Он еще не
знает, что от неминуемой смерти его спасла мама: когда его стали избивать,
она легла на него и прикрыла своим телом. Мама и отец погибли. Вот что
рассказал Виталик.-
л27 февраля мы
поехали в Баку к дяде на день рождения, вернулись в Сумгаит на следующий день.
По дороге наш автобус остановили, стали требовать армян. Водитель и
пассажиры закричали, что армян нет. Они не поверили. Заставили всех
выходить. Проверяли по внешности и мы как-то проскочили. Пришли домой. Через
несколько минут соседи прибежали. Сказали, чтобы мы спустились к ним. Когда
толпа пришла, мы у них сидели. Спросили: лЕсть армяне?╗ Им сказали: лНет╗.
Они ушли смотреть списки жильцов. А мы недавно переехали сюда и нашей
таблички не было. Толпа ушла и мы поднялись домой. Через некоторое время
позвонил товарищ с папиной работы. Он сказал, что придет к двум часам ночи,
достанет машину или такси и увезет нас в Баку. Мы стали потихоньку готовиться.
Но через 15Ч20 минут к нам зашли... Потом стали выводить... Остальное все в
тумане... Простите, больше не могу говорить...╗
Виталик встал и
пошел к двери. Через короткие волосы были видны шрамы. Пока Виталик отдыхал,
Ирина Владимировна рассказывала о сложностях работы в сегодняшней
степанакертской школе: лЯ преподаю в двух девятых классах. И вот в буре
этих событий приходилось успокаивать, гасить эмоции ребят, направлять их
чувства в нужное русло. Но мне не удавалось, потому что каждый раз после
очередной статьи, где не было правды о том, что у нас происходит, я со
страхом шла на урок, боясь вопросов. Сегодняшний школьник, это не тот ребенок,
которому учитель может сказать: лЯ так сказал, считай, что так на самом деле╗.
Они очень эрудированы, много читают и могут аргументированно спорить. Очень
трудно смотреть в глаза сумгаистскому мальчику Виталику и рассказывать об
интернационализме. Мне один ученик сказал: лИрина Владимировна, успеемЧи до
Толстого дойдем. И до Чехова. Какие у нас сейчас беды, какая трагедия! А вы
приходите и говорите: лПуть исканий Пьера Безухова╗. Давайте разберемся в
своих путях, а потом и до Пьера доберемся...╗
Вернулся Виталик и
продолжил свой рассказ:
лОни ворвались в
квартиру, стали кричать, что пришли пить кровь армян. Кричали, что пришли
освобождать Азербайждан от армян, что следующая очередь Карабаха. На улице, куда
нас вывели, кричали то же самое. Было много людей: сто, может быть, двести. И
каждый подошел и ударил. Били дубинками, арматурой, камнями, заостренными
металлическими кольями от оград.
ЧВозраст убийц
можешь сказать? Как они выглядели?
Ч ВозрастЧот 16 до
35. Все незнакомые. Одеты по-разному. Некоторые даже в галстуках. Один даже
в белой рубашке и галстуке. Когда нас выводили, он на пианино
играл...
Начали с меня. Я
сразу потерял сознание. Раза два приходил в себя и снова терял. Не помню,
сколько времени прошло, очнулся. Как-то поднялся. Попытался маму поднять,
потомЧпапу, они еще были живы, но не смог: рука была перебита.
ЧА что соседи? Ведь
было только девять вечера. Они же могли все это видеть.
ЧМногие смотрели с
балконов, из окон. Это я заметил, когда нас выводили... Я попытался подняться к
соседям.
Несколько раз
падал: ничего не видел. Стал стучаться. Нигде не открывали. На третьем этаже мне
дали тряпку вытереть кровь с лица и обещали позвать лСкорую помощь╗. Потом
проводили меня к себе. Квартира была разграблена, пол весь в стекле. Я не знал,
что делать. Помыл голову горячей водойЧэтого делать было нельзя. Открытые раны
были, в шести-семи местах. Потом забылся... Утром пришли люди какие-то. Стали
составлять протокол, расспрашивали, что и как. Помню, все допытывались: был
ли у нас магнитофон. Потом меня уложили в лскорую помощь╗. Было двенадцать
дняЧэто я хорошо помню: часы были в лскорой╗.
Потом узнал о папе
и маме. Они пролежали до восьми утра. Их забрали уже мертвых. Видимо, истекли
кровью или замерзли. Если бы сразу помогли, может быть, они и остались
живы...
ЧТеперь, Виталик,
скажи, накануне мог ли ты предположить, что такое может случиться? В школе
ты это чувствовал?
ЧУ нас в школе
дружбы между азербайджанским сектором и русскимЧсюда входят армянеЧникогда
не было. К нам все время приставали: то отбирали что-то, то били. Приходилось
драться, защищать себя и товарищей, которые слабые. 25Ч26 февраля они вели себя
особенно вызывающе, нагло просто. Подходили и забирали что хотели. Даже
портфели отбирали.
ЧА что обычно отбирали?
Ч Книги, тряпки, авторучки, часы...
ЧКак к этому относились учителя?
ЧОбычно не
замечали. Ну а если мы шли к ним и жаловались, они говорили, что
разберутся. Иногда разбирались, иногдаЧнет. Все оставалось по-прежнему. Бывало,
кто-нибудь из нас плохо делал, учителя тут же говорили. лАрмянские выходки╗.
Либо кричали: лСядь на место, армянин!╗ Или: лЗаткнись, армянин!╗ Или что-то в
этом духе...╗
Жертв, безусловно
могло быть и больше, если бы сотни азербайджанцев, рискуя жизнью своей и
близких, не спасали своих соседей-армян от насильственной смерти. Отдадим
должное этим мужественным людям. Скажем спасибо от всех нас. И не будем
осуждать тех, кто испугался прийти на помощь. Кто из нас знает наперед, как
поведет себя в минуту смертельной опасности? У каждого были свои
обстоятельства. И пусть каждый сам будет себе судьей.
Меня беспокоит и
волнует другое: расчетливо-спокойное отношение к событиям в Сумгаите некоторых
отделных людей. ОтношениеЧкак к неизбежной расплате за те акции, которые
были начаты армянами в Степанакерте. Даже случаи изощренного изуверства не
разбередили их души. Они как бы не хотят этого видеть и знать. На такую
невеселую мысль новел лкруглый стол╗ в Степанакертом педагогическом
институте с участием студентов и преподавателей обеих
национальностей.
Именно здесь я в
полной мере ощутил, сколь напряжена еще была обстановка в Степанакерте в конце
апреля, сколь накалены были страсти между армянским и азербайджанским
населением НКАО и сколько проблем здесь еще ждет своего решения. Сюда меня
буквально затащили студенты азербайджанского и армянского секторовЧбудущие
историки, попросив стать своеобразным арбитром в их диалоге за лкруглым
столом╗. Разговор получился трудным, даже тяжелым. Были моменты, когда я жалел,
что согласился в нем участвовать. Скажу честно, кончился он всеобщим
гвалтом, когда его участники, разбившись на кучки, даже пары, молотили друг
друга словами-ударами, словно боксеры в ближнем бою. Но, как отметил один из его
участников, это был первый за последние два месяца разговор, в котором обе
стороны высказали свою точку зрения.
лЧ...28 апреля было
торжественное собрание, посвященное Дню рождения республики. Впереди
Первомай, затемЧ День установления Советской власти. Наш уважаемый декан доклад
делал. О чем он должен был говорить в такой день? О дружбе, конечно, о
нормализации учебного процесса. А что в докладе было? В первую очередь о
Сумгаите. Тенденциозно, в националистическом духе. Вот почему
студенты-азербайджанцы начали шуметь и мы, опытные преподаватели,
возражали.
ЧМы должны
критиковать негативные явления всегда, где бы они ни были. Кое-кто в праздник
хотел скрыть правду, показать, что у нас все здорово. Если душа болит за наше
общество, дружбу, надо говорить правду. Раньше мы только кричали здравицы в
честь дружбы. К чему это привело? Правда очищает. Надо с классовой позиции
оценивать историю народа. Самед Вургун, Исаакян, Кулузаде,
ТуманянЧпрекрасные люди. ПисателиЧи армянские, и азербайджанские... Но были
и нехорошие люди. В 20-е годы они себя проявили Я всегда говорю: нет плохих
народов, есть плохие люди.
ЧДжейхун, скажи,
хоть одного азербайджанца в Степанакерте обидели? Почему же вы месяц не
приходили на занятия?
ЧА почему вы ходили
на демонстрации? Лично меня оскорбила одна армянка 22 февраля.
ЧА в институте тебе
кто-нибудь сказал плохое? ЧНет.
Но в городе... ЧНадо было прийти к друзьям в
институт. ЧДжейхун, ты осуждаешь события в Сумгаите?
ЧНадо разобраться
почему это произошло?
ЧлЭто
произошло╗!... Убили людей, ни в чем не повинных. Как ты к этому
относишься?
ЧЭто хулиганство на
почве социально-экономических проблем. Но, посмотрите, где лучше экономическое
положение: в Степанакерте или в Сумгаите? лПозиция╗ об этом четко
сказала.
ЧНо ты все-таки
скажи, осуждаешь ты убийц в Сумгаите? Разве армяне виноваты, что
азербайджанцы в Сумгаите плохо живуг?
ЧЯ всегда против убийства. ЧНет, ты
конкретно скажи.
ЧЯ там не был.
Правительство Азербайджана просило вас прекратить демонстрации и выйти на
работу...
ЧТебя,
азербайджанца, не интересует, почему мы, армяне, не можем изучать
историю своего народа?
ЧЯ об этом не
думал. Я хочу знать, из-за чего произошли забастовки здесь и в Ереване?
Из-за социально-экономической отсталости?
ЧЭто не главное.
Студенты Москвы не ходят в таких костюмах, как ты и я. Сейчас экономические
проблемы не главное. Нам дадут полмиллиарда рублей. Откуда их возьмут? Разве
богатство нашей страны безразмерно? В лПрожекторе перестройки╗ говорилось, что в
некоторых городах РСФСР люди годами не видят мяса. А ведь мы от них деньги не
берем...
ЧИ такой вопрос.
Почему наше общежитие отдали сумгаитским армянам? Пусть они квартирантами живут.
Министерство, высшего образования это общежитие для нас
построило.
ЧПравильно: когда
сумгаитцы приехали, по решению облисполкома часть нового общежития отдали им. Но
у нас есть старое общежитие. Его освободили для студентов. Почему вы там не
хотите жить? Временно.
ЧЭто
несправедливо.
ЧУ меня вопрос.
ВыЧазербайджанцыЧпринимаете передачу лПозиция╗?
ЧДа.
ЧЗначит, вы
согласны с исторической справкой.- Нагорный Карабах стал в 1923 году составной
частью Азербайджана из-за сложностей в международном положении нашей
страны?
ЧДо двадцатого года
Шуша была центром Карабаха. Почти два века тут было Карабахское
ханство...
ЧШуша была центром
не только азербайджанским, но и армянским тоже. Мои предки из Шуши. Они погибли в 1918
году в
результате резни. Тут родился дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян.
Как вы чтите его память? Во
что вы превратили
памятники в парке имени 26 бакинских комиссаров? Почему в селе Ванк ваши
колхозники держат
баранов в христианском храме? Это исторический
памятник, чудо древности!..
ЧУ нас тоже есть
мечеть, которая разваливается. В этом руководство республики виновато, а не
народ.
ЧКогда в Сумгаите
шел погром, 28-го, вечером, по азербайджанскому телевидению показывали концерт:
азербайджанские песни исполняли армянские артисты. Трагедия в том, что мой
коллега из азербайджанского сектора не подошел ко мне и не сказал.- лДержись,
Олег! Прими соболезнования╗. Азербайджанский народ не имеет к этому позору
никакого
отношения. Трагедия
в том, что азербайджанское правительство не выразило соболезнование
пострадавшим, не
осудило должным образом резню.
Трагедия не в
количестве убитых. Главное в тем, чго в одной
республике один народ поднял руку на другой. Англичане за три дня добрались до
Фолклендских островов. Почти столько же потребовалось, чтобы нашим войскам дойти
до Сумгаита. Сумгаиту предшествовали события в Аскеране. Это тоже должно было
стать сигналом для руководства. И последнее. Республиканские средства массовой
информации занимались идеологической войной против собственного народа. И
центральная пресса не была на высоте. Овчаренко а лПравде╗ писал: л...Ворвались
в квартиры армян с целью грабежа╗. Разве уважающий себя журналист может
допустить такое? Если мы думаем решать проблему существования наших
народов, то мы прежде всего должны все факты разбирать досконально и
гласно.
С первых дней стали
говорить, что здесь идет межнациональный конфликт и ЦТ и пресса раз за
разом стали призывать нас к порядку. Неужели нашей стране более
соответствует толковать все, как межнациональный конфликт, нежели так, как это
было.- люди подняли вопрос о воссоединении автономной области со своей
республикой?..╗
Время и мудрость
исцеляют душевные раны. Время помогает забыть, мудростьЧлечит. Решения,
которые состаятся, Чдело законодателей и политиков, мудрецов и
поэтовЧлучших представите пей народа. К чему хочется призвать мне? Дважды с
разной степенью громкости прозвучало слово лпокаяние╗. В фильме Тенгиза
Абуладзе и в кратком обращении академика Дмитрия Лихачева. Совесть не является
национальной категорией. И поэтому я обращаюсь ко всем, кто делом, словом и
помыслами может быть причастен к этой трагедии, с мольбой о
покаянии.
лАврора╗, № 10,
1988
Проникающее
ранение
Анатолий
Головков
Нам
выпало
жить в немилосердное время. Когда-нибудь перед нами откроется полная панорама трагедии
в Закавказье. Еще будет рассказано о том, как от искры в
Нагорном Карабахе
взметнулось пламя беды. Мы еще содрогнемся от подробностей погромов армян в
столице Азербайджана, когда заговорят документы,Ч резни, устроенной молодчиками,
выдававшими себя за Народный фронт. Еще станет известно, как и почему ситуация
вышла из-под контроля... Еще
мы прочтем о том, как бывший первый секретарь ЦК компартии республики будто
нарочно выжидал в дни, когда каждая минута
множила число жертв... Еще
узнаем на каком-нибудь очередном Съезде народных
депутатов подробности осады города войсками... Нам еще доложит очередной генерал, кто отдал приказ о срочном призыве
резервистов, как Советская Армия и граждане СССР стреляли друг в друга
на улицах столицы Азербайджана... И, хочется верить: наступит день суда,
открытого, гласного, когда поведают нам всем, гражданам этой не знающей
покоя страны, как одно преступление, словно по
цепной реакции, рождает десятки других...
В начале января
бакинских армян предупреждали: убирайтесь, иначе будет худо. Однако еще в
декабре прошлого года Всесоюзный совет общественных организаций
беженцев-армян из Азербайджанской ССР писал в адрес второго Съезда народных
депутатов о том, что ситуация требует л...немедленно восстановить
правопорядок в Азербайджанской ССР и безопасность проживающего в республике
армянского населения и лиц других национальностей, ввести дополнительный
контингент воинских частей и подразделений МВД╗. Думается, Политбюро ЦК
КПСС, правительство располагали и другой исчерпывающей информацией о
надвигающейся угрозе. Но радикальных мер не приняли.
Связи с Баку долго
не было, а потом вдруг в редакции отчаянно зазвонили телефоны. Застучал
телетайп с сообщениями, похожими на сигнал бедствия из штормового океана. Нас,
журналистов лОгонька╗, возмущенно спрашивали из Еревана и Баку: лПочему нет
правдивой информации о событиях в Азербайджане? Что требуется телевидению,
чтобы передать подробные репортажи, разве не хватает видеокамер и
самолетов? Почему никто, кроме западных радиостанций, не сообщает, что в
Баку продолжаются бои?╗ И люди за тысячи километров, рискуя жизнью, выносили на
балкон телефонные аппараты Ч сквозь помехи доносились взрывы, автоматные
очереди. Сжималось от беспомощности сердце...
А потом мы увидели
беженцев.
Как только
заработала паромная переправа в Красноводске, они хлынули в Москву
тысячами, заполнили вокзалы и аэропорты. Старухи, о руки которых расисты гасили
сигареты, полураздетые дети в домашних тапочках, женщины и мужчины с
потухшими от горя глазами. Мы видели армян, которые оказались виноватыми лишь в
том, что рождены армянами, и азербайджанцев, которых изгнали лишь за то, что
мать, отец, жена или муж другой национальности...
Вот их голоса,
записанные на диктофон. Наберитесь мужества, послушайте...
Артем Александрович
Данилян, 81 год:
Ч Я из Баку. Пятьдесят шесть лет своей
жизни работал, воевал на фронте. Когда нам стали угрожать, я, дочь и две
внучки неделю жили в подвале. Потом пришли военные и забрали нас. Армян там,
наверное, уже не осталось. Может быть, некоторые еще
прячутся...
Леонид
Алтунян:
Ч 16 января к нам пришел участковый,
майор милиции, вместе с человеком, который назвался представителем
Народного фронта. Сказали: лПокидайте квартиру, иначе вас будут убивать╗.
Мы подчинились Ч все-таки официальные лица. Неделю нас продержали в
запертом помещении. Жену отпустили, поскольку она русская. Меня с
отцом и других Ч там было человек двадцать Ч избивали несколько раз в
день... Только потом под охраной солдат переправили в Москву.
Дмитрий Сергеевич
Папику, 48 лет:
Ч Я видел все с самого начала. Видел,
как поджигали машины с инвалидами, громили инвалидные коляски, выбрасывали из окон
имущество, хватали людей на улицах... Меня взяли 13 января как заложника,
несколько дней держали в комнате, кажется, метров десять квадратных, где нас
было около сорока человек. Мучали каждые полчаса, пытали, избивали. Меня
били коваными ботинками, заставляли мыть туалеты. Слава Богу, что
вырвались...
Рауф Али-оглы
Алискеров:
Ч Я азербайджанец, но мать Ч армянка.
Нас тоже выселили, когда я был на
работе. Они забрали все деньги и били мою мать. Об этом она
рассказала, когда я ее нашел. Меня тоже стали избивать, приговаривая:
лОткажись от матери, иначе ты не тот человек...╗ Все они были с ножами. Спасибо
солдатам, которые охраняли нас на пароме и дали еды...
...Голоса этих
людей прозвучали на Курском вокзале Москвы 22 января 1990 года. На магнитофонной
пленке Ч десятки рассказов очевидцев, и подавляющее большинство из них не
лчистые╗ армяне и не лчистые╗ азербайджанцы, немало и русских. Чем же
провинились эти обездоленные люди перед землей, где родились, работали, жили,
язык которой знали не хуже родного? Убежден: в средневековом разбое,
учиненном головорезами, нельзя обвинять весь азербайджанский народ, преследовать
целые народы могла только сталинская клика. Многие азербайджанцы прятали
своих соседей-армян так же, как в июне прошлого года некоторые узбеки-
турок-месхетинцев.
Несколько
десятилетий эксплуатировали нашу веру и при помощи насилия, страха
удерживали лСоюз нерушимый республик свободных╗. Сколько еще песен было сложено
о лбратской дружбе╗, сколько бумаги переведено зря! Новая федерация не
создана. Старую Ч пытаются удержать силой оружия ради сохранения
прежних порядков.
Как бы там ни было,
колокол пробил, кровь пролилась; месть принесет лишь новые бессмысленные
жертвы.
Надо остановиться!
Никакая национальная или державная идея не может оправдать гибель сограждан
в мирные годы. Никогда еще кровавая вендетта никому не приносила благополучия и
покоя.
Ни один народ земли
не был счастлив за счет чужого горя.
Предав наших
мертвых земле с честью и достоинством, подумаем о живых... Тысячи
беженцев хлынули за пределы Азербайджана, в том числе и русские, в основном из
семей военных. Все наши газетные и телеразговоры о милосердии
останутся пустым звуком, если не позаботиться о людях, которые надолго,
если не навсегда утратили кров на родине, потеряли родных.
Межнациональная
война в Закавказье,
которая продолжается за пределами Баку, еще не вполне осознана как
национальное бедствие. Российские города, в том числе и Москва, оказались
не готовы принять и обогреть изгнанных армян, азербайджанцев, русских,
позаботиться о детях и стариках, беспомощных, больных, без денег и
документов. Это не только те, кто пострадал от погромов, от стычек на горных
перевалах и штурма бакинских улиц,Ч все наше общество, которое мы
перестраиваем с таким трудом, получило проникающее ранение, и рубцы
этой немыслимой войны еще долго будут мучить людей.
Ничто живое не
подлежит убийству.
Но только один
вопрос не дает покоя, хочется спросить всех вас и самого себя: что же со всеми
нами случилось?
"ОГОНЕК", №
6, 1990
Заложники
неизвестности
И.
Афанасьев
Передо иной сидят
женщины, разные Ч молодые и
пожилые. Русские учителя. Беженцы! Их рассказы о случившемся с ними и их
семьями в Баку в последнюю неделю нельзя слушать без
содрогания.
Сегодня на улицах
Баку стоят танки, дома одеты в черные траурные флаги.
Ч На многих домах
надписи: лРусские Ч оккупанты!╗, лРусскиеЧсвиньи!╗. Моя мама приехала
по распределению из Курска в глухое горное азербайджанское село учить
ребятишек русскому языку. Это было тридцать лет назад. Теперь она пенсионерка. Я второй год работала в школе...
Пришла неделю назад в школу, а в коридоре надпись: лРусские учителя, идите
в уборщицы!╗. Я говорю: лВы что, ребята?╗. А они в меня плюют... Я их
азбуке учила. Теперь вот мы с мамой здесь. Родственников в России у нас
нет. Денег нет, работы нет... Куда? Как? Ведь моя родина Ч
Баку.
Женщины-учительницы,
с которыми я беседовал в маленькой комнатке, то и дело утирали невольные
слезы обиды.
Ч Я убежала с дочкой с одной сумкой,
за три минуты. Жуткая обида! Я же не политик, я детей учила и не виновата в тех
бедах, что были в республике. Я не видела на лозунгах Народного
фронта фамилии Алиева. Зато Горбачева они представляли не в лучшем виде. Обидно,
потому что я знаю этот народ, у меня там друзья, вся жизнь моя там.
Я не называю имен и
фамилий этих женщин Ч они так просили. В Баку остались их
родственники, мужья. Мало ли что...
Ч Экстремисты прекрасно организованы,
чего не скажешь о местных
властях. В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу потребовали всех
заполнить анкеты, якобы для получения талонов на продукты. В анкетах
нужно было указать и национальность. Когда начались погромы, в
руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне, где русские, где
смешанные семьи и т. д. Это была продуманная националистическая
акция.
Ч За мной прибежал муж, велел мне и
ребенку быстро одеваться. Муж у меня военный, но в этот день был в
штатском. Я увидела, как он вынул пистолет и положил в карман. Сказал: лВ метро
идите впереди меня, чтобы я вас видел╗. В метро русских почти не было. На
нас оглядывались, лица у всех напряженные. Только в аэропорту я поняла, что
мы улетаем.
Ч Вам еще повезло. За мной муж приехал на
машине. Пятнадцать минут на сборы. У аэропорта нам преградили дорогу
экстремисты. Пришлось нашему
лгазику╗ таранить их лВолгу╗. Чудом остались живы.
Ч Наша семья отдала российскому и
советскому флоту триста лет. В Ваку у меня остался бесценный архив нашей
семьи по истории флота. И сейчас мои племянники служат на военных
кораблях на Каспии... Трудные для меня времена и трудно говорить. Я одна
воспитываю дочь. Тридцать лет отдала школе, математик. В школе ко мне относились очень хорошо до последнего дня. Но как жить, если дом
оцеплен бандитами и они требуют убираться, если приходишь в магазин, а тебе
не продают даже хлеба, потому что ты русская. Хотела сиять с книжки деньги,
кассирша швырнула мне ее обратно: лДля тебя денег нет!╗.
Ч Моя мама уже два месяца не получает
пенсию, в Баку русским пенсионерам ее не
выдают.
Ч Многие из нас прилетели в Москву
почти без документов. Как быть с трудовыми книжками? Как с
ордерами на бывшие квартиры? Ведь мы же должны получить что-то
взамен?
Ч Думаю, что ордера мам не понадобятся.
Сама видела, как только армянина изгоняли из квартиры, тут же
появлялся новый хозяин с официальным
ордером.
Словно в
райисполкоме он был уже давно готов, только даты не хватало...
Ч Я не знаю, что
делать. В России у меня нет родственников. Пойду в азербайджанское
постпредств в Москве и расскажу
им, что триста лет моя семья верно служила Родине, мы трудились на благо
Азербайджана, мой отец был репрессирован. А я тридцать лет учила
азербайджанских ребятишек математике! У меня в кармане сто рублей, выданных
государством, и ничего больше. И пусть постпредство думает, где мне
купить за счет Азербайджана квартиру, которую сегодня я бросила и которую
наверняка уже заняли. Я не претендую на Москву. Я претендую на
Россию.
Ч Может быть, вам обратиться в
Министерство народного образования РСФСР? Ч посоветовал я.
Ч Не думаю. Если бы у них болело сердце о
русском учителе, они бы за эти дни сами к нам пришли... Многим из нас и на
улицу в мороз не в чем выйти. Ведь мы же бакинцы...
Мы Ч бакинцы... Это
звучало в словах каждой русский учительницы. И несмотря ла горечь, на боль,
на утраты, они где-то в глубине души надеются, что когда-нибудь настанет день,
когда они сядут в самолет и борт-проводница скажет: лМы совершаем рейс по
маршруту Москва Ч Баку. Счастливого пути!╗.
Но... Я выхожу п
коридор военных казарм Московского высшего пограничного командного
училища КГБ СССР, где сегодня живут эти женщины. По длинному блестящему
коридору ходят курсанты с повязками, на стенах самодельные указатели со
стрелками Ч лмеждугородный телефон╗, лдетская кухня╗. Бегают ребятишки,
которые неизвестно когда и где снова пойдут в школу. Тихо ходят грустные русские
женщины. Мужья многих из них сегодня там, в Баку, охраняют жиянь
азербайджанских детей.
Каждый день в
училище прибывают более четырехсот женщин, стариков, детей. Всего в Москве и
Московской области русских беженцев из Баку более 20
тысяч.
лУчительская
газета╗, № 5,
1990